Закрыть
Настройка режима отображения
Гарнитура
Без засечек
C засечками
Кернинг
Маленький
Средний
Большой
Размер текста
А
А
А
Цветовая схема
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
Показать
Скрыть
Черно-белые
 
Настройки по умолчанию
Коронавирус COVID-19: Важная информация и ответы на основные вопросы

Граффити на стадионе «Водник»

05 нояб. 2020

Недавно закрасили все стены на стадионе «Водник». Тут был первый полноценный нижегородский холл-оф-фэйм, где на протяжении многих лет негласно было разрешено рисовать граффити. На этих стенах были десятки работ, многие из которых меня вдохновляли, когда я только начинал рисовать на улице. Обнаружив закрашенные стены, я решил поделиться своими личными воспоминаниями о знаковой граффити локации.

Автор статьи: Никита Nomerz

Холл-оф-фэйм/хоф (Hall of fame/hof — зал славы) — Место на котором рисовать, как правило, законно. Также холл-оф-фэймоми часто становятся заброшенные и скрытые места, таким образом локация является спокойной для создания работ, где райтеры, прежде всего, создают качественные сложные работы, оттачивают свои навыки и стиль.

Холл-оф-фэйм на стадионе «Водник» появился в начале 2000-х годов. После появления первых работ стены стадиона стихийно стали заполняться новыми кусками и к 2004 году это место становится одной из главных точек притяжения локальных и приезжих граффити художников. Негласно стены стадиона на многие годы превратились в легальную площадку для рисования. Тут отметились не только ключевые нижегородский райтеры, но и известные авторы из других городов России, а также иностранцы.

Последние годы тут практически перестали рисовать. А подход сложных и качественных работ (которые преимущественно были на этих стенах) сменили более простые и быстрые формы граффити.

Многие работы со стен стадиона попали на страницы известного печатного граффити каталога «Urban roots», который в период 2006-2012 года выпускал нижегородский райтер Александр Stan. Основное внимание в журнале уделялось классическому граффити в разных городах России.

Хотя мне нравятся такие места своей атмосферой, я редко рисую на подобных локациях. Для своих работ мне всегда хотелось находить новые стенки. Да и не хотелось перекрывать чужие труды. За все годы уличного рисования я всего пару раз рисовал на «Воднике». Первый раз это произошло в 2008 году на граффити-джеме «Urban roots jam», который организатор Александр Stan. Я впервые рисовал в таком большом составе участников, большинство из которых были гораздо более опытными райтерами. На этом джеме впервые со многими встретился и познакомился лично. Я был среди таких участников, как: Дима Зло, Алексей LexusOne, Василий Басё, Олег Sjam, Андрей Tek, Роман Трикса, Александр Stan, Владимир Miga, Иван Багз, Настя Kess, Максим Трулов, Иван Серый и Артем Филатов. Со многими в последствии мы долгое время рисовали совместно или просто общались. С кем то продолжаем поддерживать связь до сих пор.

С Артемом Филатовым мы дружили с детства и до появления уличного искусства в нашей жизни мы иногда проводили время на «Воднике», где в начале 2000-ых играли, катались на роликах и скейте. Там по соседству были стены на которых в те годы уже начали рисовать пионеры нижегородского граффити. Безусловно это повлияло на нас. В старших классах мы тоже увлеклись граффити и позже организовали команду SAC (SmallArt Company).

В 2005-2010 годы стадион «Водник» пользовался популярностью не только у граффити-райтеров. Тут собирались большие тусовки скейтеров, рэперов и представители других субкультур. Тут же можно было получить по лицу от гопников и скинхедов, которые специально приходили сюда выловить молодых адептов хип-хоп культуры.

Второй раз рисовать на «Водник» я пришел только через 10 лет, в 2018 году с большой толпой друзей-уличных художников. Они приехали из разных городов на фестиваль «Место» и это был наш спонтанный порыв сделать граффити. Было смешно, так как большинство из нас давно это не практиковали или вовсе никогда не рисовали шрифты, а занимались только стрит-артом. Кажется, только Максим Реванш среди нас был настоящим мастером-граффити, поэтому он и взял курирование процесса в свои руки. Остальные были на подмоге, прокрашивая буквы и фоны кистями и валиками. А не баллонами - общепринятым инструментом для граффити.

Граффити-культура богата на слэнг и термины. Некоторые субкультурные обозначения рождаются спонтанно, например, «котлета», которое появилось на одном из российских фестивалей уличного искусства. «Котлета» обозначает огромную шрифтовую композицию, сделанную коллективно командой граффити-райтеров/уличных художников. В отличие от граффити-продакшена, шрифт делается в едином стилистическом решении и намечается одним человеком, ник-неймы участников идут без пробелов единым сплошным текстом.

Нижегородская «граффити-котлета» по прежнему остается нашим рекордсменом из 70-ти знаков с именами почти всех участников фестиваля «Место» 2018-ого года. В тот вечер вместе со мной на стене отметились: Максим Реванш (Екатеринбург), Сергей Акрамов (Екатеринбург), Александр Блот (Пенза), Павел Шугуров (Владивосток), Владимир Абих (Санкт-Петербург), Илья Мозги (Екатеринбург), Команда «Фрукты» (Пермь), Слава Птрк (Москва) и другие участники фестиваля 2018 года.

Фестиваль «Место» впервые прошел в 2017 году, он был организован вокруг премьерного показа «В открытую» — моего документального фильма про уличное искусство в России. Фоном финальных титров фильма идут кадры с фрагментами граффити, которое я снимал с фонарем на ночном «Воднике». В последствии фестиваль «Место» стал ежегодным проектом, который собирает десятки художников со всей страны. В рамках фестиваля мы создаем новые объекты уличного искусства и организовываем параллельную программу: лекции, мастер-классы, экскурсии по стрит-арт объектам.

Маршрут некоторых экскурсий я прокладываю через стадион «Водник» с рассказами о былых граффити временах этого места. В октябре этого года, во время такой прогулки, я впервые обнаружил, что стены начали закрашивать. Одновременно с этим встретил свежий граффити-кусок команды «MFL», которая сделала утрированный шрифт в стиле «вайлд-стайл». Именно поэтому тут много стрелок и буквы максимально не читабельные. Это шуточная отсылка, к «наследию» стадиона «Водник», где в середине 2000-ых основным стилевым направлением райтеров был именно «вайлд-стайл».

Вайлд-стайл (Wild Style — дикий стиль) — Стиль рисования букв, который отличается сложным, практически не читаемым написанием, со множеством дополнительных элементов. Один из самых трудоемких в исполнении стиль в граффити.

Друзья команды «MFL» занимаются проектом «Нижегородская Чертовщина». Он посвящен обзору нижегородского граффити созданного до 2012 года. Проект существует в виде паблика и малотиражного печатного издания. Один из выпусков журнала был с обзором локальных холл-оф-фэймов, в том числе и стадиона «Водник».

Основной стеной, на которой существовал холл-оф-фэйм, была задняя часть гаражей. В меньшей степени граффити проникало во внутреннюю часть гаражного кооператив. Обычно там появлялись только тэги, которые по прежнему можно там обнаружить. По соседству с гаражами расположена старинная башня с работой команды ТОЙ, а рядом с ней древняя ива. Она всегда напоминает мне сказочные деревья из «Властелина колец» или «Гарри Поттера», поэтому иногда на своих экскурсиях я завожу участников и на задворки стадиона.

В 2018 году на фестиваль «Место» приезжал Алексей Kislow, уличный художник из Севастополя. Это был его первый визит в Нижний Новгород, я знакомил с городом и на одной из прогулок решил показать «Водник» и эту «волшебную» иву. В 2020 году Алексей вновь участвовал в фестивале и в своей работе решил отобразить сюрреалистическую модель устройства Нижнего Новгорода с отсылками на официальные и неформальные символы и образы города. На монументальной работе можно разглядеть деревянные дома, Стрелку, пароход, синие заборы, бурлаков и Волгу. Среди всех деталей нашлось место и этому могучему дереву, которое запомнилось Алексею с прошлой поездки.

Стадион давно находится в плачевном состоянии и практически каждый год возникают обсуждения различных проектов по его реконструкции. В марте этого года для очередного проекта архитектурная студия совместно «Институтом Урбанистики Нижнего Новгорода» собирала совет с локальными райтерами для обсуждения концепции планировки нового стадиона. В ней были идеи сохранения стен под холл-оф-фэйм и даже консервация некоторых старых граффити-работ. Но к сожалению стадион по прежнему выглядит заброшенным, а все поверхности с граффити были закрашены. Интересно долго ли будут пустовать эти стены?

Фото-архивы: Владимир Абих, Никита Nomerz, Александр Stan, Артем Филатов, Geometria, Антон Табатчиков, Ксения Дедюкова, Нюра Белорукова, Нижегородская Чертовщина, Илья Старков, Дима Четыре

Ссылка на статью